Путь покаяния.
Нужно понимать, что даже если тебя простили все священники, тебе это мало поможет, если ты не удалишься от греха и не изменишь свою жизнь. Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Необходимо исправлять свои ошибки, стараться не возвращаться к одним и тем же грехам, стремиться исполнять заповеди Божии. Борьба с грехом болезненна и горестна. Требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы регулярные исповедь и Святое Причащение. Тяжкие грехи требуют сугубого покаяния, строгости жизни, терпения скорбей и смирения, понуждения себя на многие добрые дела. «Сколь много мы согрешаем, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надо врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления» (свт. Киприан Карфагенский).
Не нужно забывать: то греховное патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Каждая новая исповедь все больше и больше открывает человеку печальную картину того, что творится в его душе. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. «Впасть в грех свойственно человеку, оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане»,- говорят отцы Церкви. Поэтому святые так усердно просили Господа: «Даруй мне покаяние всецелое».
Подготовка взрослых ко Святому Причастию.
Святое Причастие – это самое главное из Таинств Церкви, это Новый Завет, заключенный с нами Господом. Оно совершается на утреннем Богослужении, во время Божественной Литургии. Во время Причащения верующие под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христовы. Соединяясь с нашими телом и кровью, Христос обновляет в нас Образ и подобие Божие, оскверненное грехом.
Желающий причаститься должен подготовиться к этому Таинству. Подготовка касается как телесной, так и духовной жизни человека. Продолжительность и характер подготовки определяется священником индивидуально, в зависимости от воцерковленности и физического здоровья человека. Непременное условие – примириться с тем, с кем находишься в ссоре, простить обиды. Накануне Причастия Церковь предлагает прочитать молитвенное правило ко Святому Причащению, чтобы настроить душу к принятию Святых Таин Христовых сугубым умиленным молением. После полуночи, по обычаю, уже не едят и не пьют, ибо к Причастию положено приступать натощак. Исключение , по благословению священника, могут составить больные, беременные и кормящие. Перед Причастием необходима Исповедь, которую удобнее по согласованию со священнослужителем, совершить на вечернем Богослужении. Утром, во время Божественной Литургии, исповедовать возможности почти нет, за исключением многодетных мам, детей, престарелых и больных людей.
Все недоуменные вопросы лучше всего решить при личном общении со священником, принимающим Вашу Исповедь. Помните, что любой повод, по которому вы решили отложить Исповедь и Причастие – не от Бога!
ТАИНСТВА ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ.
Грех и его горькие плоды.
Закон Божий – это духовная основа человеческой жизни. Грех – это то, что отсекает и удаляет нас от Бога. Удаление от Бога – это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. Совершением греха мы себя ввергаем в различные бедствия и мучаем самих себя и наших ближних. Грех сначала кажется сладким, но плоды его горьки.
Покаяние.
Покаяние называют вторым Крещением, только через покаяние мы можем восстать от своего падения и продолжить путь к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.
Исповедь.
Личное устное исповедание грехов перед священником – непременное условие Таинства Покаяния. Многие приходят на исповедь, желая только молча выслушать разрешительную молитву, а потом причаститься. Другие говорят, что грешны во всем, либо сообщают: в чем мне каяться – не убивал, не крал…Такая исповедь показывает лишь нежелание посмотреть на свою жизнь с точки зрения заповедей Христовых и изменить ее, и облегчения душе не принесет. Это всего лишь неуклюжая попытка создать впечатление раскаяния, не раскрывая конкретно своей неправды.
Подготовка к исповеди.
В начале своего пути в Церкви мы можем остро чувствовать потребность исповедоваться, но не знаем, как к этому приступить, что сказать на исповеди. Часто это происходит из-за того, что по отношению к себе мы исходим из ложной предпосылки: я не хуже других, так делают все. В результате мы не видим ничего из ряда вон выходящего в том, что бы мы не натворили. Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Независимо от того, поступают так все или нет, важно, что яне имею права так поступать, я увидел в себе эти грехи, искренне раскаиваюсь в их совершении и имею твердое желание с ними расстаться. Это нужно лично мне, а не кому-то; от этого зависит моя вечная жизнь или вечная смерть.
Часто камнем преткновения является смущение, вызванное не только стыдом за содеянные нами грехи, но и недоверием ко священнику. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, Который невидимо стоит перед нами. Священник же является поставленным от Бога совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.
Готовясь к первой исповеди, самое главное – не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с того времени, когда вы стали различать плохое и хорошее,- и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый голос мысленно будет нашептывать: «а вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить»,- это как раз и принеси на исповедь в первую очередь, вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими греховными навыками, привычками бороться изо всех сил.
Перед тем, как отправиться на исповедь, хорошо побыть в уединении, помолиться, чтобы Господь освятил тайные уголки нашей души. Если мы не побоимся заглянуть в собственное сердце и будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. Никакой особой подготовки (постов, сугубых молитвословий, посещения определенного числа церковных служб) для того, чтобы прийти на исповедь, не требуется.
Наши грехи и греховные состояния по отношению к Богу.
Равнодушие к Богу, Его благой воле и Его Слову. Отступление от веры и Церкви. Хула на Бога, святых, Церковь и ее священство, распространение порочащих Церковь и священноначалие слухов. Преступление клятвы на верность Церкви, данной нами в Крещении, и усугубление его оправданием себя: «Бог у меня в душе – Церковь мне не нужна». Жизнь без молитвы, исповеди и Причастия.
Богохульство, кощунство над святыней, суеверие. Занятие магией, астрологией, гаданием и т.д. Обращение к колдунам, экстрасенсам, «бабушкам»-целительницам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами. Поиски ложной духовности: вступление в секты, медитация, йога и прочие оккультные практики, что исполняет человека гордыней и отлучает от благодати Божией.
Нежелание знать о вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и духовную литературу. Редкое Причащение (избегать Причащения – значит презирать Жертву Христа). Причащение формальное - без благоговения, должной подготовки и примирения с ближними. Пренебрежение к постам, посещению Богослужений (особенно в воскресные и праздничные дни), оставление молитвы.
Недоверие Богу, неверие в Его благой Промысл в несчастьях и различных затруднениях, и как следствие – отчаяние в спасении. Либо обратное – упование на всепрощение Божие при сознательной греховной жизни и нежелании исправлять ее. Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда мы приходим только для того, чтобы Бог защищал, помогал, исцелял, а если не получаем просимого, то и Господь не нужен.
Грехи против ближнего.
Вражда, издевательство, насилие, убийство.
Неуважение к родителям, нежелание обеспечивать их в старости, снисходить к их немощам. Неумение хранить мир в семье, повышенная требовательность, придирчивость к супругу (супруге), нежелание выслушать, понять, уступить. Жизнь верующих супругов в браке без благословения Церкви (венчания). Ревность. Небрежение к воспитанию детей, необоснованное и неадекватное их наказание. Безразличие к воспитанию детей в вере и заповедях Божиих. Измена супругу, приводящая к разрушению семьи. Аборт, согласие с ним супруга, принуждение к нему (аборт – это убийство, отвержение Божиего дара и благословения, отрицание надежды на Бога).
Ненависть, зависть, злорадство, злопамятство, воздаяние злом за зло. Осуждение ближнего.
Грубость, насмешки, проклятия, жестокость.
Блуд, прелюбодеяние, услаждение нечистыми мыслями и фантазиями.
Совет к совершению греха, разглашение чужих грехов, сплетни, клевета.
Сеяние смуты и разделения в среде верующих. Грубые и мелочные замечания в храме людям, не знающим церковных правил. Отсутствие любви к ближнему, безразличие к нему, пренебрежение, презрение, неблагодарность. Грубое, неразумное вмешательство родителей в семейную жизнь своих детей.
Ложь, обман, утаивание найденной вещи. Воровство. Незаконные сделки, вымогательство. Несправедливое отношение к подчиненным. Отсутствие добрых дел и милосердия. Жестокое обращение с животными.
Грехи по отношению к себе.
Невоздержание во всех его проявлениях: курение, пьянство, наркомания, чревоугодие. Азартные игры, осквернение души просмотром бесстыдных и жестоких фильмов и журналов.
Сребролюбие, страсть к деньгам и имуществу. Непомерная расточительность вместо благотворительности. Жадность и корыстолюбие.
Сквернословие. Пустословие и болтливость.
Тщеславие. Разглашение своих добрых поступков и добродетелей. Любовь к похвалам и подаркам. Самолюбование, самовосхваление и гордость. Высокомерие, надменность, эгоизм.
Но главное, что следует помнить, приходя на исповедь,- что Господь зрит в наше сердце и всегда готов принять нас, как Отец блудного сына,- было бы только наше произволение и желание отвернуться от греха и повернуться к Нему. Не столь важно открыть на исповеди мелкие промахи и ошибки, сколько выразить свое отношение к Господу и оценить свою жизнь с точки зрения Его заповедей. Главное – не оправдать и не похвалить грех, не назвать его нормой или доблестью.
Правила исповеди.
Исповедь должна быть искренней и правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. На исповеди мы не должны: