Главная \ Таинства \ Таинство Венчания

Таинство венчания

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

 

Как относится Церковь к невенчанному браку?

Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам любого государства и любой религии, не считая его блудным сожительством для нехристиан. От своих же чад она требует обязательного браковенчания. Для исповедующего православную веру единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга (или супруги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?

Незарегистрированный брак – проблема и духовная, и психологическая, и юридическая. Такая «малость», как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш «гражданский муж» попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность.

В духовно-психологическом плане ситуация еще хуже. Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом - тем более.

Но порой родители сами толкают детей на это: «Поживите, присмотритесь друг к другу, а потом зарегистрируетесь, а если не подойдете - разойдетесь».

Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить, посмотреть, присмотреться». На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы. Канонические правила Церкви говорят: «Блуд не есть брак и не начало брака. Посему, совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд». А епитимия раньше была такой – отлучение от Причастия на 7 лет. Сейчас грех пытаются сделать нормой, и обвиняют Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Но и сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди.

 

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ).

 Венчание – это особое благословение Церкви верующим православным христианам, вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное незыблемое основание. И все молитвы, звучащие в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и белое подвенечное платье невесты, как неизвестной (непознанной), и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником.

Сейчас многие идут на венчание, считая его гарантией нерасторжимости брака. Но если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди – это только профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакое венчание этот брак не сохранит. Необходимо знать, что христианский брак – это союз не двоих, а троих, в подобие Святой Троицы: союз мужа, жены и Бога. И если Богу в семье места не найдется (в молитве, участии в Таинствах, жизни Церкви) – такая семья не устоит.

Вступающим в брак очень важно задать себе вопрос: для чего мне это надо? Если для того, чтобы получить себе мужа или жену, то это чисто эгоистический подход к семейной жизни, не имеющий ничего общего с христианским браком. Для верующего человека семья – это возможность раскрыть все свойства своей личности, весь замысел Божий о себе, научиться любви как самопожертвованию. То есть, духовный смысл брака состоит не в том, чтобы получить себе законного мужа или жену, ав том, чтобы самому стать достойным мужем или женой. На это своих сил у нас не хватит, и мы обращаемся за помощью к Господу.

Можно выделить три основных смысла в молитвах на Таинстве Венчания. Во-первых, мы просим у Бога научить супругов взаимопониманию. Во-вторых, просим благословить на рождение и воспитание детей. И, в-третьих, дать силы и мудрость сохранить верность друг другу до конца своих дней. Если жених и невеста разделяют эти взгляды на брак, то с Божией помощью их семья будет крепкой и счастливой. Не стоит забывать, что главная цель христианского брака даже не рождение детей, а вспомоществование друг другу во спасении.

Перед венчанием жениху и невесте необходима личная встреча со священником, а также участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Лучше сделать это заранее. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом и перед будущим супругом, и не тащить за собой в новую жизнь воз старых грехов.

Желающим венчаться лучше заранее узнать, когда это Таинство может быть совершено. В многодневные посты, в дни накануне Великих праздников, в четные дни недели (вторник, четверг, субботу), а также некоторые другие дни и недели Церковного года Таинство Венчания не совершается.

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ.

Обручение.

Перед началом обручения жених становится по правую руку, невеста – по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи у новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на молодых. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об их готовности вместе следовать за Христом. Венчальные свечи обычно хранят вместе с иконами как семейную святыню.

В молитвах на обручение Церковь испрашивает у Бога благословения для жениха и невесты, чтобы «союз любви положить им неразрушимый». Затем священник трижды благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на Святом Престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В наше время мы используем печать для подтверждения подписи руководителя какой-либо организации. Если директор доверит кому-то свою личную печать, это будет означать, что он доверит этому человеку самого себя. Именно такой духовный смысл имеет обмен кольцами брачующихся на обручении, потому в древности такую печать или смысл имело кольцо господина. Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела-хранителя и руководителя в новой их жизни.

 

Брачные обеты.

По окончании обручения, жених и невеста под пение псалма: «Блаженны все, боящиеся Господа» выходят на середину храма и становятся на расстеленном белом плате пред аналоем, на котором полагаются Крест Христов и Евангелие. Белая ткань под ногами – символ чистоты намерений, единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Прежде чем начать само венчание, священник вопрошает их о том, добровольно ли и свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.

 

Венчание.

После этого начинается собственно чин венчания. В трех молитвах испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы «утверждают основания домов». И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха со словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство Брака. Венцы могут возлагаться на голову жениха и невесты, либо их принимают и держат над главами новобрачных их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом – друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому хорошо избирать для этой цели православных и боголюбивых.

 

Чтение Священного Писания и общая чаша.

Чтение отрывка из послания апостола Павла напоминает о главных обязанностях супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф.5, 24-25). Евангельское чтение повествует о первом чуде Христа, благословившем брак в Кане Галилейской.

После чтения Евангелия Церковь просит Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и исполнять волю Его в семейной жизни, им подается общая чаша. Они должны по очереди в три приема испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе.

 

Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы.

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе, и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены Самим Господом чрез руку священника. С Крестом в руках, он трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг – символ вечности и нерасторжимости заключенного союза: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»,- никакой человек: ни родители, ни друзья, ни сами супруги. С этого момента они вместе навечно. Во время этого торжественного шествия поются тропари:

«Исаие, ликуй, Дева во чреве приимет и родит Сына Еммануила…», прославляющий радостное событие Рождества Христова, чрез которого пришло в мир спасение.

«Святии мученицы, иже добре страдальчествовавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим» - это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа, и сподобился чрез это сугубого молитвенного дерзновения пред Господом. Но это и напоминание о том, что семейная жизнь – жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой ради любимого, перестать существовать для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.

В последнем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников радование, их же проповедь – Троица Единосущная» воссылается благодарение за совершение брака.  

После того священник снимает венцы с супругов, обращаясь к каждому со словами приветствия. Внимание жениха обращается на его «возвеличение» и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона», «якоже тако благоволи Бог». В заключение, супругов подводят к Царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери, и священник дает им Крест для целования, благословляет венчальными иконами и обращается к ним с пастырским напутствием. При пении многолетия родственники и друзья могут подойти поздравить новобрачных.

 

Для того, чтобы сохранить брак и любовь в браке, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспеяния супругов в духовности. Любовь – не чувство, это – работа, которую каждый должен совершать в своей душе. Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – Источником Любви,- человек получает благодатную силу на стяжание любви и преодоление эгоизма. Для тех, кто сохранит в браке верность и преумножит любовь, сегодняшние венцы станут прообразом венцов вечной славы и ликования со Христом в Царствии Божием.